22 июля 2013 г.

Читаю

Эрих Мария Ремарк "Искра жизни"
Я раздавлена. Потрясена и раздавлена. 
Наверное, не стоит сейчас ничего писать, а может, и вообще писать об этой книге не стоит. Что еще можно добавить к Ремарку?
Эта книга - отличное лекарство от паранойи. Какое я имею право чего-то бояться, если все самое страшное происходило в мире уже столько раз? И где-то происходит сейчас... Кто я вообще такая и с чего возомнила, что именно моя жизнь имеет хоть какую-то ценность?
Люди вокруг... Кто знает, каким бы каждый из них мог стать надели его властью. А если эта власть станет абсолютно безграничной и безнаказанной? А если это будет приказ? Принуждение? Пытки, унижение, бессилие?..
Стоит ли говорить, что я не верю в людей. То есть в человечество в целом. Быть может, в отдельных представителей... Но кто может быть уверен?
Привычный нам мир так хрупок. И лишь искра может в один момент остаться от всей нашей жизни.

Майкл Каннингем "Дом на краю света"
Галактики взрываются у него над головой, а он в одних трусах в горошек
Уж извините, но я никак не могла обойтись без этой цитаты, ставшей уже практически визитной карточкой произведения, афоризмом, ушедшим в народ...
Этот роман чем-то напоминает фильм, в котором камера периодически переключается между героями - Бобби, Джонатан, Элис, Клэр. Каннингем, на первый взгляд, как будто пытается показать нам, каково это, быть другим человеком, а вместо этого учит быть собой, принимать себя вместе со всем этим безумным миром.
У всех героев есть общая объединяющая их черта - они не умеют жить здесь и сейчас, в конкретной точке времени и пространства. Они замечают какие-то мелкие радости и приятности, но как-будто со стороны, отрешенно, в ожидании чего-то более сильного, более глубокого, более оглушительного. Будто любое принятое решение "может оказаться ошибкой и все последующее будет отклонением от их подлинной жизни, как бы движением по касательной". А потом вдруг обнаруживается, что этой самой будущей жизни может уже и не случиться...
Это история о старшем брате-кумире, о матери, полностью растворившейся в сыне, о мальчишках-подростках, которых связывает нечто большее, чем дружба, о южанке, которая так и не прижилась на севере, об особенностях женского кризиса среднего возраста, о необычном любовном треугольнике, о поисках семьи и дома, о преображающей силе материнства, об обреченности и последних днях жизни, о том, что иногда лишь привычные тарелки на кухне не позволяют уйти, и лишь двойная сплошная мешает повернуть обратно...
И все это потрясающе красивым языком, похожим на кованое кружево с чудными словесными оборотами, типа состояние раздраженного транса, морозные интерлюдии сухого вибрирующего воздуха. А дольше всего я зависала на фразе 
Большую часть своей жизни я осторожно скользила над подземными водами скуки и отчаяния, от которых меня отделял лишь тонкий слой воображения
Есть в ней что-то очень меткое, точное и совсем близкое.
Сомневаюсь, что у этого романа есть шанс взойти на исторический Олимп классической литературы, никаких революционных идей или подходов в нем не обнаружить, но что-то манящее, какая-то притягательная красота и гармония, присущая лишь качественной литературе, здесь, безусловно, есть.

Анна-Лена Лаурен "У них что-то с головой, у этих русских"
Я откровенно возмущена! Хотя вот уже 20 лет и живу в Беларуси, все-таки осознаю свою принадлежность к великому русскому народу. И потому эта книга для меня оскорбительна. 
Несмотря на заявленную еще во введении авторскую "любовь к России", презрение так и сквозит в каждой фразе. И история-то у нас, дескать, не такая великая, как мы себе напридумывали, и до цивилизованного общества (читай: демократического) нам как до Луны, а уж народ, так тот и вообще глупый, темный, и женщины у нас не красивые, а хитрые. Зависть? Да ну что вы! Такая образованная девушка из цивилизованной страны до такого разве опустится?
Вопреки ожиданиям, в книге оказалось очень много политики. И зачем среднему финну (на которого, насколько я понимаю, была рассчитана эта книга) знать имена российских правозащитников и оппозиционеров? А международная политическая ситуация с 2009 года очень сильно изменилась и многие тезисы Анны-Лены, изложенные в книге, доказали свою полную несостоятельность.
Если же вы все же сумеете продраться через дебри политики в поисках особенностей загадочной русской души глазами иностранца, то обнаружите совершенно непримечательное повествование в духе "моя русская подруга говорит..." Причем, подруги и друзья все сплошь из Москвы и Петербурга, так что... сами понимаете, истинно русским духом в книге и не пахнет. 
Так что если коротко характеризовать прочитанное, я бы сказала так: политический монолог свободной иностранной журналистки, прикрытый поверхностным и грубым исследованием особенностей национального менталитета.
В общем, товарищи соотечественники, вы как хотите расхваливайте эту книжонку, а мне милее задорновское "Ну иностранцы и ТУПЫЫЫЫЕЕЕ!!!"

Евгений Гришковец "Рубашка"
Эх, Гришковец, конечно, уникум...
Но его невозможно читать. Его надо слушать. А лучше - смотреть.
Кто хоть раз видел, КАК он говорит, наверное, не сможет уже его читать, не представляя себе постоянно этой странноватой самобытной манеры, немного картавого произношения, честно-искренних глаз с искорками иронии и безумной энергетики. Вот, честное слово, сколько его моноспектаклей видела, никак не могу понять, в чем же кроется секрет. Одно очевидно - он умеет завести зрителя, приковать к себе внимание, мастерски управляя эмоциями и чувствами, изображая этакого наивного и простого "парня с соседней улицы". И ведь ничего нового или сверхъестественного не говорит, но каждый раз после него чувствуешь себя как будто чуточку лучше, чище, добрее... Удивительный феномен!
Книга - не то. Книга - это для тех, кто не может прямо сейчас увидеть и услышать. Да и вообще не знаю, возможно ли принять и понять сразу такой эмоциональный, запутанный и полный внутренних переживаний текст, не будучи знакомым с живым автором-человеком. Пожалуй, все-таки нет.
Хотя вот конкретно "Рубашку" я бы и смотреть, наверное, не стала. Ну совсем-пресовсем не хорошо. Есть, конечно, фирменные узнаваемые моменты потаенных переживаний-мыслей, но в общем, все очень пресно, скучно, бессмысленно. Хотя допускаю, что ГГ в исполнении автора выглядел бы гораздо привлекательнее, чем на бумажных страницах.

6 комментариев:

  1. Гришковцом зацепила. Никогда не читала и не смотрела. А вообще поняла, что после прочтения книги кино уже не нравится. И особенно после просмотра фильмов по мотивам "Цена нелюбви" и "Духless".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Гришковца советую моноспектакль "+1". Временами кажется, что затянуто, но в общем очень хорошо. Такая светлая грустинка...

      Удалить
  2. Мне кажется, что есть книги, которые смотрятся в виде кино, а есть... в общем, "Цену нелюбви" я и смотреть не буду, потому что банально показать сюжет для этой книги просто кощунственно, а охватить все, что есть в книге, просто невозможно.
    Сейчас читаю "Жизнь Пи" и тоже не могу понять, КАК это сняли. Фильма не видела еще и тоже не хочется.

    ОтветитьУдалить
  3. Я прочитала книгу "Рубашка" самой первой у Гришковца..Больше читать ничего не захотелось. Посмотреть что-то?..А с чего начать?..Разочаровываться не хочется.

    ОтветитьУдалить
  4. Оть... Теперь знаю что еще скачать из Гришковца...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, Рубашку как раз не советую. Вот "+1" - другое дело. Это стоит посмотреть-послушать.
      Еще "Сатисфакция" понравилась, в общем...

      Удалить