8 января 2013 г.

Читаю

    Для меня всегда было сложно сформировать однозначное мнение о прочитанной книге, провальной оказалось и попытка выделить какие-то личные литературные рейтинги. Книга для меня - это всегда нечто более глубокое, чем фильм, это маленькая жизнь, новое мировоззрение, мировосприятие, часто я неосознанно перенимаю у литературных героев их философию, суждение, мысли. В процессе чтения не могу абстрагироваться, смотреть со стороны, неотвратимо погружаюсь с головой, проживаю жизнь каждого героя, делю с ним боль, страхи, отчаяние, но и радости, любовь, счастье. И почти всегда мне грустно дочитывать последние страницы, жаль уходить из этого мирка, расставаться с почти живыми и почти родными героями. Именно поэтому я решила не зацикливаться на рейтинговой системе в своих литературных постах, буду просто делиться мнением о том, что запомнилось и произвело наибольшее впечатление.

   Для начала попробую рассказать о себе как о читателе, вспомнить, какие книги оказали на меня наибольшее влияние, запомнились и стали для меня эпохальными в течение жизни...

   В школьные годы я относилась к той небольшой части учеников, которые честно прочли, обдумали и осознали всю школьную программу по русской литературе. Единственное произведение, которое вспоминается с отвращением - "Плаха" Чингиза Айтматова. Не знаю, в чем причина, но не пошел у меня этот роман совершенно. Я долго и честно с ним сражалась, а в итоге из воспоминаний осталось лишь невыразимое отвращение. Собственно, с тех пор я и не рискую связываться больше с восточными авторами. Подозреваю, что все дело именно в ментальной пропасти, в разнице мировоззрений и в моем неоспоримом славянофильстве и никакие вечные социальные темы тут не помогут.
   Кроме того, не сложились у меня отношения и с гением Ф.М.Достоевского. Я честно старалась и несколько раз в течение жизни возвращалась к его творчеству, но все равно не могу назвать его в числе своих любимых авторов. При упоминании о его творчестве мне на ум приходит лишь слово "безысходность". Это именно то, что оказалось для меня камнем преткновения, именно то, чем пронизаны в моем восприятии все его произведения, и именно то, что мне совершенно противопоказано как слишком впечатлительной личности.
   Своим величайшим литературным разочарованием же я могу назвать "Мастера и Маргариту". С самого детства мечтала познакомиться с этим произведением, слышала невероятное количество восторженных отзывов, видела у родителей "запретные" перепечатки, к которым меня, ребенка, категорически не допускали. Искренне считаю, что у М.Булгакова немало других, более достойных произведений, и не понимаю ажиотажа вокруг этой не особенно выдающейся, на мой взгляд, "сказочки".

   С белорусской литературой отношения всегда складывались сложно. Т.к. я не являюсь урожденным носителем языка, читать часто приходилось в прямом смысле со словарем, что, естественно, не способствует полному погружению. Если была такая возможность, программные произведения я предпочитала читать по-русски. Больше всего запомнились, пожалуй, "Дикая охота короля Стаха" В.Короткевича и "Альпийская баллада" В.Быкова.

   Читала я много и вне школьной программы. В четвертом классе, на удивление родителям, которые старались отвлечь меня более детскими вещами, проглотила собрание сочинений Агаты Кристи, затем Эдгара По, Дж.Х.Чейза, Стивена Кинга. Кинга до сих пор уважаю и нежно люблю более за его социально-психологические вещи, часто с элементами мистики ("Тело", "Зеленая миля", "Буря столетья"), чем за комиксоподобные страшилки ("Худеющий", "Кладбище домашних животных" и т.п.).

   В девятом классе я встретила "своего" учителя истории, который смог привлечь внимание к предмету, заинтересовать. Наконец-то я осознала, что история - это не тупой пересказ параграфа близко к тексту с заучиванием дат, имен и названий, но анализ событий, выявление причинно-следственных связей, это живые люди с их желаниями и слабостями, это мощные загадочные, почти мистические движущие силы, которые вращают наш мир. Именно тогда я открыла для себя жанр исторического романа, в частности, творчество Валентина Пикуля. Самыми любимыми на все времена остались романы "Честь имею", "Мальчики с бантиками", "Ступай и не греши". Наиболее интересна мне тема раскрытия живой личности в истории, жанр биографического романа-эпопеи.

   В переходном возрасте на волне гормональных всплесков и вполне понятного интереса к противоположному полу через мои руки прошло невероятное количество бульварных женских эротических романчиков, от которых не осталось в памяти не то что названий, но и сюжетных линий. В том же порыве было проглочено знаменитое творение Эммануэль Арсан, пролетели мимо Анн и Серж Голон с их Анжеликой, повозиться пришлось лишь с набоковской "Лолитой", которая оставила наибольшее впечатление и более других заставила задуматься. Поразил удивительный авторский слог, порой сложный для восприятия, интеллектуальный и выразительный. Часто приходилось перечитывать фразы по нескольку раз, еще и еще, чтобы понять и уловить глубинный смысл. Собственно, именно на этой книге и закончилось мое увлечение легким любовно-эротическим чтивом и произошел поворот к более серьезной литературе.

   Это может показаться смешным, но довольно большое влияние на мое религиозное мировоззрение оказали Бернард Вербер ("Танатанавты", "Империя ангелов", "Мы, боги") и Дэн Браун ("Код Да Винчи", "Ангелы и демоны"). Нет, конечно, я не ставлю их творения в один ряд с Библией, общепризнанной и вечной книгой книг, но, отвлекаясь от закрученных сказочных сюжетов, я нашла там немало любопытных мыслей и толчков к собственным размышлениям на эту столь сложную для меня тему.


   На этом, пожалуй, пришло время откланяться. :)
  В следующем посте на эту тему перейду к более детальному обзору последних прочитанных произведений.

11 комментариев:

  1. Мне всегда интересно, что читают люди. Ведь это даёт возможность быстрее понять и узнать человека. Не может "смешно звучать" разговор о влиянии литературы, ведь мы все разные и не можем "любить" одну и ту же книжку.
    Если обсуждать этот пост... Школьная программа старших классов вообще тяжела для детей, ведь многие произведения понимаются только с приобретением определённого опыта. А осадок остаётся, и преодолеть его даже спустя многие годы очень тяжело. О белорусской литературе я вообще молчу...Быков и Короткевич - это, наверное, самые интересные авторы, которых проходят в школе. А ведь сколько их, интересных, на самом деле! И многих детям можно давать читать уже в школе.
    Что касается меня, то я, Алёна, практически полная твоя противоположность в книжных приоритетах. Точки соприкосновения у нас только в плане Кристи, По, Чейза. Та же история с любовными романами. А "Лолита" привела в мир Набокова, который мне интересен до сих пор. Исторические романы мне очень тяжело читать. Того же Пикуля я осилила только с третьего подхода. Хотя родители мои читали исторические романы в запой. Дэн Браун захватил с первых строк, утомил к середине и разочаровал к концу "Код Да Винчи". Больше я за него не взялась. Зато Булгакова и Достоевского готова перечитывать и перечитывать.
    Вот как-то так. Как сказал бы мой знакомый программист, слишком много информации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Мне тоже всегда интересны чужие литературные пристрастия. Пожалуй, именно потому решила и у себя писать на эту тему. Набокова я тоже люблю, но вот именно переломной книгой, перевернувшей сознание стала "Лолита". Не ожидала такой глубины и смысла от "бульварной" пошловатой истории, каковой мне казалась она до прочтения.
      Пикуль - это в большей степени влияние папы подполковника-замполита. У него просто не могло быть другой дочери. :) Но вот до появления у меня интереса к истории, все папины попытки познакомить меня с творчеством его любимого писателя заканчивались ничем.
      А по поводу "слишком много информации", наверное, о литературе иначе и не получится. ;)

      Удалить
  2. Честно говоря, увидела картинку с книгой Айтматова и прибежала написать, что и я, и я! а оказывается у тебя не сложилось)). Плаху я не читала, а вот "Буранный полустанок" и "Белый пароход" - книги, которые перечитывала и в более взрослом возрасте. Очень глубоко и трагично конечно же.
    Детективов и ужасов я не люблю. Люблю Маркеса, но не Борхеса)).
    У Пикуля читала "Три возраста Окини-Сан", понравилось. Лолиту не дочитала.
    Как ни странно, одна из любимых моих книг Два капитана, я ее перечитывала раз 50. не знаю почему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, "Три возраста" тоже люблю. Ужасно боялась браться за нее, опять же "восток - дело тонкое", но прочиталось на одном дыхании. Пожалуй, стоит перечитать, освежить в памяти. Спасибо, что напомнила. ;)

      Удалить
  3. И у меня с Достоевским не сложилось... Тоже, причём, про безысходность думала, когда читала его "Преступление и наказание". Больше ничего и не захотелось. Лолиту читала ещё в старших классах школы, тогда она произвела на меня впечатление, а сегодня уже и не вспомню, чем. Беларускай лiтаратуры прочла великое множество за время учёбы в универе, но не всё запомнилось, не всё произвело впечатление: очень любила "Людзi на балоце" И.Мележа и "Чужая бацькаушчына" В.Адамчика. Мне и сейчас интересно читать о простой жизни простых людей, может это и примитив, бытовуха, но мне нравится. Вот с "Мастером и Маргаритой" у меня по-другому: очень-очень люблю! Перечитывала несколько раз. Недавно опять вспомнила, решила перечитать. Кристи, Чейз, А.Конан-Дойль - чтение моих школьных лет. В то время как раз выходили серии этих авторов, так мы с подругой из рук друг у друга вырывали :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мы с родителями по дороге в Хабаровск в поезде за неделю всего Чейза наперегонки читали. :) Так запомнилось на всю жизнь. У Достоевского я осилила "Преступление и наказание", "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Белые ночи"... и все беспросветно. Не могу, впадаю в депрессию и все тут! Но Федор Михайлович гениальный писатель, это бесспорно. Просто не мой.

      Удалить
  4. Алена, хорошая серия постов. Продолжай. Оень интересно. Я таким образом узнала о множестве книг, о которых (к своему стыду) раньше и ен слышала. Достоевский это конечно да, под любителя. Но все таки его Братья Карамазовы - это вещь. Мне кажется она стоит как-то особняком от всгео его творчества. Так что если опять захочишь возобновить свое общение с Достоевским, читай карамазовых. Лолита - это классика как говорится, классика взросления. А вот на счет Вебера его я вообще не читала. Наверное стоит присмотреться :) Сейчас читаю "Современный Патерик" и купила "Бог дождя" Кучерской. Нравится. Тоже на любителя, конечно проза связана с религией но не догматичностью, так что если есть желание - рекомендую :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за совет! Мне вот часто в последнее время Карамазовых рекомендуют. Надо, наверное, все-таки добавить в список must read. :)

      Удалить
  5. Читаю и удивляюсь...У тебя прямо дар писательства какой-то!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Батянька! А я тебя узнаааала. ;) Даже несмотря на совершенно не свойственный тебе ник.
      Сарказм увидела. Принимаю! :))

      Удалить
  6. С таким интересом читаю посты про книги, у меня тоже есть любимые и нелюбимые книги. "Преступление и наказание" с удовольствием перечитала только после того, как в институте по программе прочла "Братья Карамазовы", а вот Л.Н. Толстого не люблю, да простит меня мой филологический диплом. Если интересно - почитайте Ю.Трифонова - это мой фаворит на все времена.
    Наша любовь или нелюбовь к тем или иным произведениям классики на 70% - ошибки школьной программы. Имея за плечами педагогический опыт в школе и в вузе, могу сказать, что если бы "Преступление и наказание" в 10 кл. заменили на "Униженных и оскорбленных", а "Войну и мирр" на "Севастопольские рассказы" , то читающих детей было бы больше. Для учителя не было бы проблем с проведением уроков, часто приходится пересказывать произведение и объяснять прописные для взрослого человека истины. Ой, как-то все сумбурно получилось. А за посты - большое спасибо, жаль, что на зарубежку времени совсем нет, а так хочется почитать. Кстати, Маркес - был моим фаворитом в универе, сначала - ничего не поняла, а потом составила древо героев - и картинка сложилась.

    ОтветитьУдалить