20 июня 2014 г.

Читаю

Франц Кафка "Процесс"
К знакомству с Кафкой я шла долго и приступала не без опасений. Последней каплей, что помогла окончательно решиться, было сравнение этого произведения с набоковским "Приглашением на казнь". Соглашусь - та же тема маленького человека, ощущение загнанности, несвободы, та же легкая абсурдность происходящего, обволакивающая атмосфера тревожного полусна...
Но все же роман Кафки более загадочен, наполнен непостижимым мистическим смыслом, порождающим многочисленные догадки и гипотезы, хотя и не может похвастаться так любимым мной витиеватым набоковским слогом.
Попробую изложить кое-какие свои домыслы о сути этого романа и я.
Роман крутится вокруг одного единственного героя, все происходящее мы наблюдаем его глазами и с его единственной точки зрения. Замкнутость и ограниченность этого абсурдного мира позволяет выдвинуть гипотезу о порождении его чьим-то (в частности, его - Йозефа К.) болезненным сознанием. Сон ли это, помутнение рассудка или нечто иное? Этот вопрос лично для меня был самым мучительным и совершенно открытым до сцены в Соборе. Она-то и расставила все на места. Не удивительно, что все рассуждения о Законе так напоминают расхожие идеи о Царстве Божьем, а постоянная боязнь Суда наводит на мысль о Страшном суде. ;)
Предположу, что Йозеф К. по какой-то причине находится в состоянии между жизнью и смертью и, естественно, начинает поиск высшего смысла, заступничества, оценку своих шансов на будущее. Как банковский служащий он воспринимает религиозные идеи лишь сквозь призму привычного окружения - чиновничьего аппарата. Взгляните только на цитату:
Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь.
А теперь замените слово "Суд" на "Бог". И - о! - какой интересный смысл приобретают все эти, казалось бы, абсурдные рассуждения, если поступать с текстом романа подобным образом постоянно.
Йозеф К. человек мелкий и ограниченный. Все его попытки возвыситься в собственных глазах оберечены на провал. Что имеет значение для него, кроме собственной персоны? 
Семья?  - Вспомните, как яростно открещивается он от дяди и кузины!
Друзья? - Йозеф предстает перед нами, скорее, пресмыкающимся перед начальством, чем имеющем представление о дружбе.
Возлюбленная? - ... no сomments!
Этот человек развит духовно? Имеет моральные принципы? Верен какой-то идее?
Нет! Нет! И снова нет!
Быть может, потому-то так завораживает его образ фройляйн Бюрстнер - обычной мелкой служащей, живущей по соседству. Хотя, вглядитесь: эта самая по выражению Йозефа "какая-то машинисточка" после работы пропадает не где-нибудь, а - на минуточку! - в театре, а ухаживания самого господина К. отвергает твердо и безоговорочно, несмотря на все его хваленое положение и должность. Да, фройляйн Бюрстнер привлекает героя, чему он сам не находит объяснения и всячески противится. Однако, в самый последний момент - момент окончательного выбора - он вновь видит именно этот светлый образ, идет за ним и...
"Как собака"
- таковы последние слова Йозефа К. 
Что ж... И не поспоришь.
Кафка меня... заворожил.

Томас Харрис "Красный дракон"
Мне всегда нравился Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектора.
И новый сериал Брайана Фуллера с Мадсом Миккельсеном в главной роли спровоцировал во мне настоящий когнитивный диссонанс.
В стремлении выяснить, кто же он, Ганнибал Лектор - милый старикашка  с ядовитым взглядом кобры (Энтони Хопкинс) или холодный надменный гордец (Мадс Миккельсен) - я и взялась за первоисточник - серию романов Томаса Харриса.
"Красный дракон" - первый роман серии. И по многочисленным отзывам, самый остросюжетный. Вот только... Ганнибала Лектора здесь оказалось совсем мало. :( И как бы не противилась я сама этому, вынуждена признать, что образ Мадса Миккельсона все же ближе к оригиналу. :(
Оценила я теперь и шутку Брайана Фуллера с переменой пола доктора Алана Блума и журналиста Фредди Лунтс. Ему удалось меня провести. )))
Роман читается взахлеб, на одном дыхании. Однако, зря, пожалуй, Харрис повторно "оживлял" Красного Дракона в конце. Совершенно лишним это было: разрушило все чары, сбило логику и испортило все впечатление от романа.
P.S. А слово-то какое интересное новое:
 эйдейтизм - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

Владимир Набоков "Камера обскура"
Это, пожалуй, самый женский и самый кинематографичный роман Набокова. После "Лолиты", конечно. ;) Собственно, на этом принципиальное сходство и заканчивается, на мой взгляд.
Конечно, есть еще традиционный чудесный набоковский слог, где "слово обыкновенное оживает, заимствует у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нем и его тоже обновляя этим отражением, - так что вся строка - живой перелив", традиционная же трогательная нимфетка как воплощение авторских представлений о красоте и женственности....
Это история о мужском кризисе среднего возраста, о котором уже столько сказано и написано. Знаете, бывает такой период в жизни каждого, когда все замечательно - семья, дети, любимая работа - и вдруг по ночам в сны непрошенно являются прекрасные ясноокие и гологрудые нимфетки и манят, и беспокоят, соблазняя сладкой истомой... Кого-то это накрывает раньше, кого-то позже. Сильные справляются с этим состоянием сами, боле слабые обращаются к специалистам, ну а кое-кто поступает как Бруно Кречмар - герой этого романа. И разыгрывается настоящая драма, разрушены судьбы, оборваны жизни... но ведь красавица Магда так призывно подмигивает и так мило надувает губки.
Каково приходится человеку с устоявшимися представлениями о морали и нравственности в мире бабочек-однодневок? Как, оказывается, легко переступить через эти самые принципы в поисках мнимого счастья и удовольствий.
Милые дамы, очень рекомендую вам этот роман! Догадываюсь, что вызовет он у вас волну негодования, но... это жизнь. И не стоит прятать от нее голову в песок. Лучше прочесть и быть во всеоружии. Поступите вы как Аннелиза? Или найдете иной выход?

Николас Спаркс "Дневник памяти"
Ох, как же разозлил меня этот роман!
Ну когда же, наконец, перестанут считать женщин идиотками и подсовывать им сгустки розовых соплей вместо литературы?!
Этот роман - чистая спекуляция на теплых воспоминаниях о романтике первой любви, живущих в душе каждого, на беспроигрышных образах милой и трогательной парочки старичков.
Я верю в любовь и романтику. Но это не они. Это - сопли!
Дорогие дамы, вы можете сколько угодно всхлипывать над образом такого супер-пупер-замечательного и понимающего брутального любителя поэзии Нила, но, поверьте, в реальной жизни с таким вы бы не выдержали и года - просто "задрал бы своими стихами, как хорек курицу". )))
А уж сколько их таких понимающих вокруг вас ходит, вы и не представляете! Стоит пообщаться с каждым вторым водителем маршрутки или дальнобойщиком. По моим наблюдениям представители именно этих профессий чаще всего склонны к романтике. )))

Итого, мое мнение о романе:
1. Так не бывает.
2. Верить в то, что так бывает, вредно и опасно.
3. Вместо того, чтобы рыдать над идеальными отношениями из романа, стоит ценить имеющиеся в реальном мире, работать над ними, беречь их...

8 комментариев:

  1. Люблю вот такие твои обзорные посты. Всегда интересно почитать мнение другого человека на уже прочитанную книгу. Или выбрать из рецензий, что же ещё почитать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Я понимаю, что иногда бываю, быть может, слишком категорична в суждениях, резковата даже... Но на то ж он и личный блог, чтоб выражать личное субъективное мнение. :)
      Иногда сама загляну в старый какой свой пост о книгах и думаю: "Ну какая ж дуреха была! И ведь никто мне об этом не сказал, не поспорил..."
      Конечно, через пару лет (да что там - месяцев) буду считать дурехой себя нынешнюю. :) Это для меня абсолютно нормально. )))
      Такая я внезапная, противоречивая вся... И вечно каша в голове. )))

      Удалить
  2. гыы, фильм Дневник памяти смотрела, понравился ( с оговорками, конечно, но в целом норм), но точно так же подумала о книге-не буду ее читать. Вот и хорошо, что не купила;)))
    А к Кафке я так и не могу подготовиться. Интересно во сколько лет созрею?;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, кстати, все говорят, что фильм лучше. :) Там нет вот этого постоянного "люблю-не-могу-жить-без-тебя"... Зато много красивых пейзажей и скрытой чувственности. Не такой явной и навязчивой, как в книге. Так что фильм я при случае все-таки посмотрю. И может быть, мне даже понравится. :)

      Удалить
  3. Кафку обожаю. Хотя наш преподаватель зарубежной литературы говорил, что нравится его произведения могут, наверное, только не очень здоровым людям (шутил так). Рада узнать, что есть ещё человек из мне знакомых, который не плюётся при упоминании этого автора.

    ОтветитьУдалить
  4. А я люблю загадки. :) Мне нравится копаться, искать скрытый смысл... иногда даже там, где его и нет. ))) Поэтому Кафка не мог не впечатлить.
    Следующим из него у меня, кажется, "Превращение" будет... Уже без опаски возьмусь. Кстати, полегче, чем "Процесс"должно быть, правда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что бы ты из него порекомендовала прочесть следующим?

      Удалить
    2. "Превращение" и посоветовала бы. Полегче или нет для тебя, не могу предугадать. Для некоторых моих знакомых "Превращение" было самым сложным произведением. Но сложность его, скорее, в эмоциональном восприятии. А в плане техническом полегче. Для меня, во всяком случае. (Я "П.", вообще, второй раз читала в белорусском переводе). Ещё мне очень понравились "Письма к Фелиции". Тебе ведь тоже нравится документальная проза? Попробуй. А вообще для понимания произведений Кафки очень хорошо помогает его биография. Я читала Клода Давида "Франц Кафка": интересно написано, легко читается. Это из этой книги много цитат о Кафке в интернетных источниках.

      Удалить