Константин Симонов "Живые и мертвые"
Солнечная книга. И в прямом и в переносном смысле. Но какой же это роман? Это дневниковые записки парочки жизнерадостных решительных англичан, на старости лет перебравшихся на ПМЖ во Францию. Читаю я и завидки берут: вот могут же люди из своих жизненных каждодневных наблюдений сделать книгу, издать ее и продать в безумном количестве экземпляров по всему миру!
Такое восхитительнейшее необремененное лишними заботами и раздумьями эпикурейство, не буду скрывать, - предел моих мечтаний. А разве чьих-то нет? И главная прелесть ведь даже не в том, чтобы сбежать в солнечный рай и жить там припеваючи, ни в чем себе не отказывая (хотя, чего греха таить, это тоже очень круто), а в том, чтобы искренне наслаждаться каждым, казалось бы, самым прозаичным моментом своей обычной размеренной жизни.
Иэн Макьюэн "Амстердам"
Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется...
Конечно, позорище прожить в Могилеве больше двадцати лет и за это время так и не удосужиться прочесть "Живые и мертвые" Симонова, прах которого, между прочим, над Буйничским полем близ этого самого Могилева развеян... А теперь вот эта книга навсегда разделила мое отношение к городу на "до" и "после". Так странно ходить по тем же знакомым улицам, слышать детский смех и гул суетной толпы, зная, что когда-то весь город был в баррикадах, а из окон угловых домов торчало по пулемету. Так странно ехать на велосипеде по этим лесным дорожкам, слушать веселый птичий щебет, наслаждаться тишиной и покоем, видеть мирное голубое небо над собой и знать, что когда-то вся земля эта щедро была удобрена человеческими кровью и плотью, потом, слезами и яростью, каждый метр ее достался ценой ужасающих потерь и отдавали ее с тем большими потерями... Нет, конечно, я все это знала и раньше. Как будто знала. А теперь мысленно побывала там стараниями Константина Михайловича.
Симонов - настоящий журналист. Лаконичные четкие сводки перемежаются живыми выразительными портретами и характерами и дополняются особой красочной метафоричностью. Он мастер символов, ярких и выразительных образов, четко подмеченных деталей. Хотя, конечно, как любой журналист, и мастер манипуляций тоже. Обращая внимание читателя на мелочи, он грамотно воссоздает атмосферу, работает с чувствами и эмоциями. Его книга полна советского патриотизма - такого живого и естественного, что им поневоле заражаешься, в него хочется верить. Герои в большинстве своем честны, самоотверженны, нравственны и благородны, вовлечены в идеальные высокие взаимоотношения без малейшей тени. Закручивая сюжетные линии, играет Симонов по-писательски своенравно с ними в кошки-мышки: одни мимо прошли - разминулись, должны были встретиться - да не встретились, а другие, наоборот, каким-то чудом находят друг друга в необычных местах и в считанные случайные мгновения.
Неудобные и неловкие моменты вроде заградотрядов, штрафбатов, неразборчивых карьеристов-чекистов и т.п. попросту замалчиваются, обходятся стороной, оставаясь максимум в виде полунамеков. Тем более странно и удвительно было встретить в книге, изданной в 50-х, такие жирные намеки на теорию заговора о начале войны. Открыто и настойчиво звучат прямые вопросы-обвинения. Кто отправил значительную часть личного состава в отпуск в июне 41-го?.. Кто перед самой войной в 39-м году взялся за активные репрессии здравомыслящих и грамотных кадровых военных? Откуда немцы знали точное расположение наших войск, складов, аэродромов?
Питер Мейл "Год в Провансе"Когда в голове только "да" или "нет", разве это голова? Это анкета.
Солнце здесь служит отличным транквилизатором, и ничто не могло помешать нам наслаждаться жизнью и длинными, жаркими, ленивыми днями.Ну все, кажется, абсолютно все прожили уже свои годы, месяцы, хотя бы недели в Провансе! А я что? Я хуже что ли? И если приобрести визы, билеты, дом или даже трюфель весом в пару десятков грамм в Провансе мне совсем не по карману, то уж такой книжный солнечный безоблачный годик-то я как-нибудь потяну. ;)
Солнечная книга. И в прямом и в переносном смысле. Но какой же это роман? Это дневниковые записки парочки жизнерадостных решительных англичан, на старости лет перебравшихся на ПМЖ во Францию. Читаю я и завидки берут: вот могут же люди из своих жизненных каждодневных наблюдений сделать книгу, издать ее и продать в безумном количестве экземпляров по всему миру!
Такое восхитительнейшее необремененное лишними заботами и раздумьями эпикурейство, не буду скрывать, - предел моих мечтаний. А разве чьих-то нет? И главная прелесть ведь даже не в том, чтобы сбежать в солнечный рай и жить там припеваючи, ни в чем себе не отказывая (хотя, чего греха таить, это тоже очень круто), а в том, чтобы искренне наслаждаться каждым, казалось бы, самым прозаичным моментом своей обычной размеренной жизни.
Богатым быть приятно, кто спорит, но одного этого мало для счастья.Эх, хорошо в Провансе летом! Но дальше читать книги Мейла я, наверное, все-таки не буду. Как ни крути, а радоваться мелочам у себя дома гораздо благотворнее, чем мечтать о дальних странах, постепенно сатанея от осознания невозможности исполнения своей мечты. И, черт возьми, почему бы и нам не писать таких милых книг о своей природе, своих людях, своей еде!?...
Когда так много интересного происходит прямо у вашего порога, стоит ли отправляться куда-то ради осмотра достопримечательностей?
Иэн Макьюэн "Амстердам"
Вот парадокс: читала-то я Макьюэна, но постоянно ловила себя на уверенности, что это Барнс с этими своими мудреными заворотами на смерти, смысле жизни или лучше сказать бессмысленности ее. Эта книга - ужасное депрессивное болото, которое я ни за что не стала бы рекомендовать юным жизнерадостным натурам, ведь она насквозь пропитана тяжелой ностальгической тоской по молодости и бесконечными потоками грязи из самого человеческого нутра: надуманные проблемы, отравленные собственным ядом жизни, беспробудное ханжество, деспотичная дружба с кучей завышенных и потому неоправданных ожиданий, дружба-тюрьма, дружба-обязательство, дружба ли? Герои отвратительны до тошноты в своем высокомерном самолюбовании, мнимом величии и беспринципности.
Не надо.
Не разочаровывайтесь в людях.
Еще успеете.
Александр Вампилов "Старший сын"
Легкая трагикомичная пьеса родом из конца 60-х - лучшего, по моему мнению, десятилетия в истории СССР. "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Женитьба Бальзаминова", "Душечка" - время тех киноисторий, что всегда нравились моей маме.
Совсем простенькое такое незамысловатое лакомство, как батон с сахаром. :) Акцент на добрые человеческие отношения, легкость, непринужденность. Все негодяи обязательно будут высмеяны, все запутавшиеся исправятся, а добросердечные, наивные и бесхитростные неизбежно найдут свое счастье и опору. И никаких вам сложных подводных течений, полунамеков или мудрености - все предельно просто и откровенно.
Подкупает, конечно, история своей искренностью, очень хочется в нее верить, но понимаешь - всего лишь сказка, добрая сказка. Для юношества в самый раз.
Совсем простенькое такое незамысловатое лакомство, как батон с сахаром. :) Акцент на добрые человеческие отношения, легкость, непринужденность. Все негодяи обязательно будут высмеяны, все запутавшиеся исправятся, а добросердечные, наивные и бесхитростные неизбежно найдут свое счастье и опору. И никаких вам сложных подводных течений, полунамеков или мудрености - все предельно просто и откровенно.
Подкупает, конечно, история своей искренностью, очень хочется в нее верить, но понимаешь - всего лишь сказка, добрая сказка. Для юношества в самый раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий