25 февраля 2014 г.

Читаю

Герман Гессе "Демиан"
Уж не знаю, чего такого интеллектуального находят в этом самом Демиане. К чему столько пафоса и помпы совершенно из ничего? Для меня высшей категорией гениальности мысли является простота изложения. А тут... Накручено-наверчено: мистицизм, запутанные аллегории на грани сюрреализма, намек на какую-то высшую человеческую касту, а по сути - пффф!- и лопнул воздушный шарик. Самопознание - это, конечно, великолепно и себя понять и полюбить таким, как есть, тоже неплохо. Но многие мудрые люди приходят к этому без разрыва и конфронтации с обществом. А тут... юношество такое. Улыбает даже где-то это наивное самолюбование. А ведь, однако, страшные люди эти юноши с оригинальными идеями в головах.
Вот это понравилось:
Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не трогает.
Хочется верить, что Гессе не так прост, есть у него для меня, надеюсь, и что-то еще, поэтому "Степной волк" и "Игру в бисер" оставляю в плане.

Рэй Бредбери "Смерть - дело одинокое"
"Расплавьте все ружья! Переломайте ножи, сожгите гильотины, но и тогда злобные душонки будут писать письма, способные убивать".
Это же солнечная Калифорния, где всегда тепло, светло и радостно, можно купаться в океане по ночам и спать прямо на песке!.. =)
Но почему от книги о прибрежном городке Венеция в голове упрямо стучит холодный дождь, ледяные океанские волны жестоко бьются о полуразрушенный пирс и ветер свирепо завывает, запутавшись в железном остове срезанного аттракциона? И Смерть как предчувствие, мрачное, зловещее, где-то совсем рядом. Лишь не понятно, то ли на шаг впереди она собирает свою одинокую жатву, то ли прямо за твоей спиной обжигает зловонным дыханием затылок.И все же в городке Венеция приятно провести время. Пусть живут там одни старики да нефтяные насосы, как вампиры, сосут из земли ее соки. Но лишь там можно встретить этого симпатичного парня - неисправимого романтика и сладкоежку, розовощекого чувствительного увальня, начинающего писателя с громадной верой в человечество и борца с "ветряными мельницами" смерти. Только тут в своем замке обитает прекрасная заколдованная принцесса - престарелая кинодива, совершенно отвязная, свободная и волевая дама, безнадежно застрявшая в своем славном прошлом. И именно здесь суровый полицейский со стажем занимается разведением восхитительных цветов и видит сны о славе Конан Дойля под звуки тропического леса.
И только Рэй Бредбери мог так живописно, с присущей ему меланхоличностью и символизмом, понятным каждому где-то на уровне подсознания и скрытых инстинктов, создать эту чудесную атмосферу. Да, снова чувствуется какая-то простодушная наивность, а детективная составляющая сюжета проста и предсказуема - так ведь и не это здесь главное! Но до чего же прекрасен этот мир снов, предчувствий и предзнаменований, выразительных знаков и красочных символов!

Интересно, как это с ним случилось? Окончил колледж, весь мир у его ног, начал частную практику, и вдруг в один прекрасный год - землетрясение, помнит ли он его? В тот год у него отказали ноги и мозги, и начался долгий спуск с горы, но не на тобогане, а прямо на худой заднице, и не было рядом женщины, чтобы подхватить его по дороге в пропасть, смягчить сотрясение, облегчить кошмар, унять его, плачущего по ночам и одержимого ненавистью на рассвете.
Спасибо, мистер Рэй! Спасибо за эти слова, за сокровенную оду женщине, за утверждение ее особой роли, особой значимости... особой, важной, необходимой... От моей женской сущности спасибо!

Игорь Губерман "Пожилые записки"
Знаете, еще в юности очень у меня язык чесался постоянно слово "рубаи" (которыми, как известно, Омар Хайям особенно знаменит) к гарикам Губермана применить. А потому что рубит, шельмец! С плеча рубит правду-матку, не сомневаясь и слова не подбирая.
Вот, верите ли, никогда не видела Игоря Мироновича, но представляется он мне почему-то этаким престарелым Ваней Ургантом: ляпнет гадость на грани фола и обезоруживающе искренне улыбается, лучезарно так, а в глазах черти скачут. И обижаться на такого совершенно невозможно, хотя иногда и по живому, родному, близкому больно рубанет.
Вот и в "Пожилых записках" много такого нашлось, что даже мне, соплюшке постсоветской, очень захотелось головой покачать - ц-ц-ц! - и пальчиком погрозить еврейской морде дессидентской. А не могу! Потому что давлюсь и фыркаю от смеха неуемного на следующей же странице. )))
Записки-то, как и положено им, автобиографические, но все совершенно разные по стилистике - есть откровенно юмористические, едко-сатирические, обличительно-разоблачительные, ностальгически-меланхоличные, философско-психологические... И слог совершенно разный, и ритм - все как у правильного поэта. 
Хорошо бы всем нам непрестанно стараться, чтобы ни в одной деревне дурака не допускали разводить, гасить или поддерживать огонь. Ни в одной! А на дудочке - пусть играет.
Хотя даже при таком раскладе остальные все должны быть начеку, зорко следя, под чью дудку они пляшут.
Хотя, честно говоря, уже где-то на середине я начала уставать от сквозного местечкового еврейского национализма (выражение прямо в книге и откопала), лагерных зарисовок (подумать только, некоторые просидят в лагере год и превращают это в событие всей жизни!) и бесконечного самолюбования, для виду прикрытого иронией и уничижительной интонацией. Так что, оставаясь преданной поклонницей "гариков", прозу Губермана читать я больше не хочу.
Однако, самые лучшие из записок, на мой взгляд, первые - о раннем детстве и родных - и последние - о психологии человека и жизни в эмиграции.
Мозг - это орган, которым человек только воображает, что мыслит. Мы напичканы таким количеством шаблонов, стереотипов, мифов, прописных истин, безусловных канонов и стандартов, что жизнь почти не требует мыслительных усилий.
А действительно, какой смысл уговаривать евреев ехать в Израиль, если их даже Гитлер не уговорил? ;)

Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"
Собственно я давно догадывалась, что юмористическая фантастика - не мой жанр... Прочитала и в осадке одна лишь растерянность осталась.
Понравилось? - Так себе.
Впечатлило? - Не особенно.
Остроумно, смешно, весело? - Эээээ...
"Охотники за привидениями" какие-то, советский вариант.
Хотя, конечно, атмосфера советского НИИ выписана чудесно и заразительно - в этом я соглашусь с большинством рецензентов. А вот за сказки и легенды даже обида какая-то осталась: беспардонное такое вторжение, грубое, в духе эпохи и по закону жанра с перегибами.
Сатира же будто со страниц "Крокодила" сошла (да, я еще застала этот журнал в его советском варианте).
В общем, на мой вкус чуть выше среднего. И жанр не мой абсолютно.
Быть может, все дело в том, что я как раз тот самый "угрюмый инженер из отдела технического обслуживания"? ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий