28 января 2014 г.

Читаю

Диана Гэблдон "Чужестранка"
Фу-фу-фу! 
Эх, а ведь так красиво все начиналось... Восхитительные пейзажи Шотландии, довольно своеобразные герои и ситуация (встреча супругов, переживших войну и многолетнюю разлуку), завывание ветра в темноте за окном, древние легенды, завораживающий налет мистики... Правда, некоторые сомнения закрались уже после ахх!-описания непослушных локонов и нежнейшей бархатной кожи героини. Но дальнейшее развитие сюжета мне уже до боли напомнило современные американские телесериалы: выстреливает действительно классная пилотная серия, а дальше - полный бред. И чем дальше, тем бредовее. Так и тут: в итоге вся история свелась к безобразной бульварной эротике. Очень, очень жаль. Продолжать не буду.

В. Набоков "Ада, или Эротиада. Семейная хроника"
Не самое впечатлившее меня произведение Набокова. И дело даже не в том, что я ханжа и неизменно краснею при излишне откровенном описании эротических сцен, но уж очень много всего здесь намешано и невыносимо затянуто. Набоков - наркотик, и принимать его прозу можно лишь при сильной зависимости и строго дозировано, иначе смерть от передоза эндорфинов неминуема. Но, увы, в "Аде", благодаря усилиям переводчика, я не нашла даже этого столь любимого мной лакомства. Набокова здесь слишком много и... его тут нет совсем. :(
С вдохновителями тут все понятно: поклоны в сторону Пруста, Джойса, Чехова и Толстого очевидны и нескрываемы. Но я не могу отделаться от подозрения: а не вдохновлялся ли в свою очередь В. Пелевин при работе над "S.N.U.F.F." именно "Адой" (главная героиня - жгучая брюнетка нимфетка да и география миров и их топонимика очень уж схожи между собой).

Вирджиния Эндрюс "Цветы на чердаке"
Да что ж такое-то?!
Снова начали за здравие, а кончили за упокой: все так хорошо завязалось, а в итоге опять свелось к невразумительному и нелогичному мылу. Что тут говорить - коммерческая литература. Каждое слово, каждый поворот сюжета призваны выдавить эмоции и слезы у читателя. Ну, не люблю я, когда меня держат за идиотку!
Роман начался красиво, трагично, интригующе: четверо детей после смерти отца заперты матерью на чердаке огромного дома своего деда... И поступки героев еще логичны, и характеры живы, и даже действительно заметны отсылки к лучшим образцам диккенсовой прозы. Но порыв вдохновения у автора к середине произведения начал заметно угасать, муза отступила в беспомощности, повествование зациклилось, затопталось на месте и в итоге вообще свелось к невразумительной и совершенно алогичной страшилке с пронзительными нотками инцестной любви. Когда автор стала явно путаться даже в возрасте своих героев, пытаясь навернуть новые привлекательные слои на этот снежный ком идиотизма, мне стало ее жаль. Так же жаль и интересной задумки.

 Энтони Бёрджесс "Заводной апельсин"
Уф! Давно так книга не давала по мозгам. 
Этот роман сам, как метод Людовика, в нем описанный - подробное и бесстрастное описание сцен насилия и жестокости вызывает отвращение, тошноту, головную боль. Молотком, острым тяжелым молотком да по нашим обывательским мозгам! А чтоб не расслаблялись и не тешили себя надеждами и верой в человечество, в добро, мораль, розовые сопельки, лютики с цветочками и тому подобную чушь. Нет в романе ни одного абсолютно положительного героя. Как, собственно, нет их и в жизни. Не надо сказок.
Этот роман напомнил мне... девяностые. Терпеть не могу это десятилетие в литературе и искусстве. Но тут как будто глаза открыли и прищепками ко лбу веки зафиксировали. 
А еще "Собачье сердце" и "Цветы для Элджернона" с их вопросами ответственности науки перед моралью. Только тут опять же молотком. Да по голове. И никакой жалости.
Думай, апельсин! Просыпайся! Глаза открывай! Бах! Бах! Бах!
Посмотри на мир глазами соседа. ;)

Памела Трэверс "Мэри Поппинс"
Любовь к английской литературе прививается с детства.
"Алиса в стране чудес", "Питер Пэн", вот и "Мэри Поппинс" подоспела.
Вместе с детьми читали и удивлялись в очередной раз странностям английского воспитания и семейного уклада. Что еще остается несчастным заброшенным деткам, как не улетать от этих чопорных холодных взрослых в мир фантазий и сказок?
А эта мисс Совершенство та еще штучка: такая вся загадочная и удивительная, но ничуть не менее лицемерная, чем остальные тети и дяди.
Но фантазия у англичан потрясающая - такие образы яркие, красивые, чудесная тонкая ирония. Хотя, пожалуй, кое-какие скрытые пласты смысла этих безусловно детских сказок доступны только лишь взрослым умам. Моя любимая сказка -  "Кошка, которая смотрела на короля". Но и многие другие нисколечко не хуже. Чудесная семейная книга.
И, кстати, дочка уверяет, что сны после этих сказок на ночь приходят особенно яркие и добрые. И летается после них во сне, как после никаких других: хочешь - на зонтике, хочешь - на карусели, на воздушном змее, на шарике, а можно и просто ветерок оседлать, а то и такую странную и непознанную субстанцию как смешинка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий