16 апреля 2013 г.

Читаю

Торнтон Уайлдер "День восьмой"
Людей, умеющих верить, и людей, гениально одаренных, роднит одна общая черта: они многое знают из наблюдений и по памяти, даже не сознавая, что знают. Им интересна взаимосвязь явлений, их смена, их ход, их так называемая закономерность.
Потрясающее эпохальное произведение! Старания автора сделать выжимку, квинтэссенцию из мировых религий и философских воззрений привели к формированию новой философии - философии человечности. Есть здесь и христианство, и буддизм, и мифология древних греков, и даже бизнес - современная буржуазная "религия"... Есть счастье, страдания, смерть во всем многообразии их проявлений. Эта книга стирает границы, смешивает расы и народы, меняет местами добро и зло, выворачивает наизнанку человеческие души. Это библия новой религии, главное божество которой - Человек.
Никогда не спрашивай человека, во что он верит. Присматривайся к тому, как он поступает.
Завораживает потрясающая нелинейность сюжета - сплошные экскурсы, разветвления, пространственные и временные скачки.
Роман нельзя читать залпом - это просто кощунство. Принимать его надо дозировано, по несколько страниц за раз. И каждую дозу обдумывать, осмысливать, делать свои личные выводы, вырабатывать свое личное мнение. Автор указывает дорогу, выводит на нее, проходит с нами несколько шагов и позволяет пройти путь дальше самим. Случается, дороги наши пересекаются, иногда расходятся или заводят в тупик. Но эта сеть дорог, как кровеносная система организма: лишь пройдя каждую веточку, заглянув в каждый уголок, можно постичь человеческую природу. 
Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случаев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами.
Как же близко мне это авторское стремление понять, постичь, докопаться до сути! Как завороженно я следила за всеми перипетиями судеб героев! И хотя еще в первой части догадалась, кто же убийца, но было так приятно пройти весь путь до самой последней страницы с этой догадкой. По-моему, сюжет - далеко не главное здесь. И с каким удовольствием я бы еще раз прошла все эти (а быть может и новые!) дорожки и пути размышлений на заданные автором темы!

Алан Брэдли "Сладость на корочке пирога"
И снова у меня это отвратительное ощущение, как будто меня держат за идиотку.
Скажите, а вы пробовали когда-нибудь вытирать рот огуречным листом? Лично я стараюсь без особой на то необходимости вообще не прикасаться к этим жестко-колючим поверхностям. А вот герои книги вытирают рот и радуются.
А эти приторные зуборазрушающие метафоры, типа "две пристройки из желтого кирпича в викторианском стиле обрамляли дом, словно связанные крылья кладбищенского ангела, что придавало большим окнам и ставням георгианского фасада чинный и удивленный вид старой девы со слишком туго уложенным пучком волос"? Кто-нибудь вообще может представить себе эту картину? Или автор исключительно из самолюбования упражнялся в словоблудии?
Хотя что ж я придираюсь-то? Как детское легкое детективное чтиво книга вполне имеет право на существование. И своим сверстникам Флавия де Люс может показаться очень даже классной. Но не мне. Слишком много тут вымысла и преувеличений безо всяких на то оснований. Так что навешиваю книге ярлык "детский детектив" и откладываю подальше до подрастания дочки.
(читала в электронке, а обложка мне гораздо больше нравится эта оригинальная: русские издания слишком уж психоделически оформлены)

Аркадий и Борис Стругацкие "Трудно быть богом"
Что тут сказать? Об этой повести уже слишком много всего было сказано другими. Ее ругают и превозносят, в ней ищут пророчества и объяснения, ищут тайный смысл и открытое послание.
Я соглашусь, произведение не простое, загадочное и философское. Наводит на размышления, но не говорит ни о чем конкретно. В общем, по-моему, таким и должен быть процесс обучения - демонстрируется определенный набор фактов, а выводы за обучаемым.
Мне очень понравилась цитата, которую я хотела бы адресовать любителям роптать на "ветряные мельницы" в лице существующей власти:
Рэба (правитель) - чушь, мелочь в сравнении с громадной традицией правил стадности, освященных веками, незыблемых, проверенных, доступных любому тупице из тупиц, освобождающих от необходимости думать и интересоваться.
По-моему, очень точно подмечено! И абсолютно совпадает по смыслу с моим любимым высказыванием - "каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает".
А еще я поняла, чем же вдохновлялся В. Пелевин для работы над "S.N.U.F.F." ;)

Уильям Голдинг "Повелитель мух"
Ухххх. Жутко.
Прочитала на одном дыхании за несколько часов и сердце выпрыгивает из груди, а голова болит от стука в висках. Этого знать не хочется, но это надо знать.
А смысл книги, кстати, в точности продолжает предыдущую.
Вот она истинная сущность человечества: огромное стадо, властный и жестокий лидер и тоненький глас разума, заглушаемый воплями обезумевшей толпы.
Таковы все мы.
Такова жизнь...

7 комментариев:

  1. О, Повелитель мух. Я его читала раз писят. И каждый раз пробирает до дрожи. Советую через некоторое время перечитать, заметишь много новых акцентов.
    А вот фильм по книге смотреть не советую, беее, все испортили. Как, кажется, на кинопоиске читала в отзывах - из книги сделали этакий LOST только с детьми. Вот самое точное описание фильма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я тоже заинтересовалась фильмом, но старым 1963 года. Пишут, что он ближе к книге, хотя и ч/б.

      Удалить
  2. Как раз ищу книгу почитать, а тут пост полезный.
    "Повелитель мух" заинтересовал.. Пойду искать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это отличный выбор.
      Только я вот подумала... Может, стоит мне официальные аннотации к книгам писать еще? Я как-то не рассматривала свои посты как рекомендации, что почитать раньше. Просто не задумывалась об этом, впечатлениями делилась, что ли. А теперь вижу, что по моим постам вообще ничего не понятно.
      Хм... Наверное, стоит.

      Удалить
    2. Лично мне впечатление о прочитанном очень понравилось. Аннотации не читаю, потому как часто начинаю выстраивать логическую цепочку и угадывать события. А здесь сразу видно эмоцию, которую эта книга дает. А книгу уже начала читать.Теперь жду вечера, чтобы продолжить чтение.

      Удалить
  3. Лен, прочитал "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса....Не впечатлило. Очень как-то всё надуманно и наивно. Очень уж далеко от возможной реальности. А жестокость описания некоторых сцен вообще вызывает отвращение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жестокость - да, соглашусь. Меня тоже выворачивало. А по поводу надуманности... Гипербола. Через преувеличение и раздувание отдельных явлений и качеств к ним привлекается особое внимание. Вот я думаю, это она самая. ;) А вообще мой отзыв по "Апельсину" тут: http://alenkamouse.blogspot.com/2014/01/blog-post_28.html

      Удалить